Войдите, чтобы сохранять историю комментариев, голосовать за комментарии и создавать закладки
Регистрация
Авторизация
Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами обработки данных
Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google. Применяются Политика конфиденциальности и Условия использования.
Войдите, чтобы сохранять историю комментариев, голосовать за комментарии и создавать закладки
Регистрация
Авторизация
Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами обработки данных
Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google. Применяются Политика конфиденциальности и Условия использования.
Войдите, чтобы сохранять историю комментариев, голосовать за комментарии и создавать закладки
Регистрация
Авторизация
Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами обработки данных
Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google. Применяются Политика конфиденциальности и Условия использования.
Войдите, чтобы сохранять историю комментариев, голосовать за комментарии и создавать закладки
Регистрация
Авторизация
Авторизовываясь, вы соглашаетесь с правилами обработки данных
Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google. Применяются Политика конфиденциальности и Условия использования.
Будучи поистине царской крепостью, Масада имела два дворца, хотя Иосиф Флавий упоминает лишь об одном: "У западного входа под стеной, окружавшей вершину, он воздвиг дворец с фасадом, обращенным на север, с чрезвычайно высокими и крепкими стенами и четырьмя башнями на углах шестидесяти локтей высоты каждая... Внутренняя отделка комнат, галерей и бань была разнообразна и великолепна; каменные колонны были все цельные; стены и полы в комнатах были выложены мозаикой..." (Иудейская война, Кн. VII, 8.3). Оба дворца были устроены удобно и со всевозможной роскошью: один из них располагался на западной стороне и считался официальной резиденцией Ирода, в которой проводились торжественные церемонии; другой, на северной стороне, так называемый "висячий дворец", построенный на трех террасах, прорезанных в скале, производил гораздо большее впечатление. Верхняя терраса являлась, по существу, продолжением вершины горы, образуя как бы нос корабля, парящего в воздухе. Это высочайшая точка Масады, с которой открывается вид несравненной красоты. Здесь очевидно находилась личная резиденция царской семьи. Жилые помещения сообщались друг с другом посредством полукруглого портика: к сожалению, вся декорировка, украшавшая некогда стены, потолки и пол этих помещений, полностью утрачена. Двадцатью метрами ниже находится средняя терраса, помещения которой также предназначались для отдыха и развлечений властелина. Остатки круглого строения позволяют предположить, как выглядело здание первоначально: концентрические стены служили основанием для двух рядов колонн, на которых покоилась крыша, вероятно деревянная. Лестница, соединявшая этот уровень с двумя другими, проходила внутри и была не видна снаружи.
Почти тридцать три метра отделяют среднюю террасу от нижней. Она расположена на высоте 330 м над уровнем Мертвого моря. Отсюда хорошо виден и Ен-Геди, и вершина горы Моаб на противоположном берегу моря. Купальни, сооруженные здесь по велению Ирода, являются типичным образцом стиля, распространенного в римских провинциях. Нижняя часть стен в таких купальнях покрывалась слоем гипса, которому мастера придавали вид мрамора с характерными для него прожилками. Благодаря исключительно сухому климату Масады эти настенные росписи сохранились до наших дней.
Купальни Ирода были созданы в лучших традициях римских терм и имели фригидарий, тепидарий и калидарий. Все это также наводит на размышления о том, с какими трудностями пришлось столкнуться инженерам того времени при решении проблемы водоснабжения, во-первых, из-за отсутствия природных источников в окрестностях Масады, а, во-вторых, из-за редких дождей... Решение было гениальным, хотя его претворение в жизнь оказалось связанным с немалыми трудностями. Задача состояла в том, чтобы использовать две реки, протекавшие на севере и юге от Масады, построив плотины и обуздав их воды во время наводнений. Система открытых каналов отводила затем воду в двенадцать цистерн, вырубленных в скале и снабжавших водой различные помещения дворца. Каждая цистерна имела объем 4000 кубометров, то есть такой большой, что Иосиф Флавий писал: "... они могли давать такой же обильный запас воды, какой могут доставлять источники" (Иудейская война, Кн. VII, 8.3). Это позволило Ироду построить второй термальный комплекс рядом с северным дворцом - факт, доказанный археологами благодаря обнаружению двухсот небольших глиняных столбов, которые обычно устанавливают в парилках, где на очень горячий пол льют воду, чтобы подать пар (гипокауст). В этом комплексе имелся также свой фригидарий, тепидарий, калидарий и аподитерий.
Другой дворец Ирода, как уже упоминалось, служил для официальных церемоний; он находился на западной стороне и был самым большим зданием в Масаде, занимающим пространство около 3500 кв. м. Одно его крыло было отведено для обслуживающего персонала, во втором располагались жилые помещения, в третьем - администрация и кладовые. Во дворце имелся также бассейн со спускавшейся в воду лестницей, что позволяло при желании купаться даже в небольшом количестве воды. Купальщики оставляли свою одежду в стенных нишах. В этом дворце также была обнаружена одна из прекраснейших мозаик Израиля: мельчайшие плитки голубого, черного, красного и белого цвета образуют характерный для еврейского искусства орнамент с использованием растительных мотивов (гранаты, оливковые ветви и виноградные листья), а также геометрический узор из переплетающихся кругов и квадратов.
Со времен Ирода и до римской осады на скале Масады постоянно жили люди. Они пользовались зданиями, возведенными еще по приказу Ирода; пришедшие сюда зелоты заново построили только синагогу и "Микву". При строительстве "Миквы" - ритуальной купели - возникли те же проблемы, что и перед инженерами Ирода: ритуал зелотов предусматривал погружение в "чистую" воду ("микву"), то есть в дождевую воду, которая до того не соприкасалась ни с какими сосудами. С другой стороны, тот же еврейский закон допускал частичное использование в ритуале "чистой" воды с добавлением к ней обычной, поскольку считалось, что эта последняя очищается от соприкосновения с "чистой" водой. По этой причине было сооружено три водоема: два больших и один маленький. В самый большой собирали дождевую воду, а два других наполнялись из цистерн. Участник ритуала сначала омывался в маленьком водоеме с "нечистой" водой и лишь затем переходил в большой водоем с "чистой". В этот момент через соединительный канал дождевая вода поступала в цистерны, "очищая" их воду и, таким образом, та становилась пригодной для ритуального омовения.